Авиаперевозчики Белоруссии и России достигли договоренности
"Мы достигли соглашения снять все разногласия и в летний период будем летать пять на пять", — заявил вице-премьер Белоруссии А.Калинин.
Достигнутое соглашение сложно оценить однозначно. Неоспоримо радует сам факт такой договоренности, так как альтернативой была угроза прекращения воздушного сообщения между Белоруссией и Россией с 13 апреля. Экономические последствия для авиакомпаний в ближайшее время будут не столь привлекательными. Представители "Белавиа" заявляли, что при рейсах четыре на четыре загрузка самолетов составляет примерно 55%, из чего следует, что при пяти рейсах с каждой стороны самолеты будут летать полузагруженными, поэтому прибыль на маршруте Минск—Москва едва ли будет впечатляющей.
Однако заявленная заместителем министра транспорта В.Окуловым возможность либерализации внутреннего рынка выглядит интересно, но оставется вопрос в ее реализации. В силу географических и экономических факторов внутренний рынок авиаперевозок в Белоруссии менее интересен для российских авиакомпаний, чем внутренний рынок России для "Белавиа". Возможно, это явилось одним из аргументов при достижении настоящего соглашения, поскольку "Белавиа" настаивала на 4 рейсах с каждой стороны. Однако вряд ли в будущем появится российская авиакомпания, готовая летать, например, из Минска в Гомель.
В целом либерализация рынка в рамках Союзного государства России и Белорусии представляет собой интересный прецедент, т.к. следующим шагом станет либерализация перевозок с Казахстаном в рамках ЕЭП.