Йогурт Chobani – не скандал, а законное требование
Россельхознадзор опубликовал разъяснения по поводу осложнений, возникших при пересечении границы партии йогурта Chobani, предназначенного для питания команды американских спортсменов и сотрудников агентства NBC во время Олимпиады в Сочи. Американская пресса развернула широкую кампанию по интерпретации инцидента. Более того, технический вопрос сертификации был перенесен в политическую плоскость. К правительству России публично обратился сенатор США с требованием немедленно пропустить продукцию компании Chobani.
Действия Россельхознадзора в данном случае мотивированы Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 607, в которой говорится, что ввоз молочной или любой другой продукции, поднадзорной государственной ветеринарной службе возможен лишь при сопровождении каждой партии такой продукции согласованным ветеринарным сертификатом. Это обязательное требование не только национального законодательства, но и Таможенного союза в целом. Конкретно молочная продукция сопровождается сертификатом формы 28.
На момент пересечения границы товаром, Минсельхоз США не согласовал с ветеринарными службами стран Таможенного союза ветеринарный сертификат на предназначенные для экспорта американское молоко и молочные продукты. А документ, выдаваемый соответствующими службами Минсельхоза США, не может заменить ветеринарный сертификат.
Ранее между ведомствами обеих сторон велись длительные переговоры, которые так и не увенчались успехом. Россельхознадзор, с целью урегулирования конфликта, предложил Минсельхозу США сопроводить партию спорного йогурта сертификатом формы № 28. Образец документа размещен на официальном сайте Евразийской экономической комиссии. Сертификат мог подтвердить соответствие йогурта Chobani нормам и требованиям безопасности, предусмотренным законодательством Таможенного союза.
Американская сторона отказалась таким образом подтверждать безопасность партии поставляемого йогурта, ссылаясь на возможные трудности в предстоящих переговорах по согласованию сертификата на молочную продукцию, поставляемую США на рынок стран Таможенного союза.
Накал страстей в американской прессе по поводу случившегося Россельхознадзор связывает с недостаточной информированностью журналистов о сути возникшей проблемы.